Красноярский информационный портал для тех, кто живет на земле, и тех, кто об этом пока только мечтает


Кто "плетет" металлические кружева? или Где найти настоящего мастера-кузнеца

14.02.2010

Настоящий художник, как известно, найдёт простор для творчества всюду. На то он и художник. Но вы замечали, как мало дарит нам жизнь возможностей для творчества? Портной (хоть в душе и модельер) шьёт типовую одежду. Повар, придумавший множество оригинальных рецептов, вынужден годами варить один и тот же борщ в заводской столовой, а кузнец, которому снятся красивые ворота, каких ещё ни у кого не было, изо дня в день делает типовые заборы из одного и того же набора элементов. И никуда не денешься. Такая жизнь.

Хотя бывает, что с работой везёт. И тогда истинный художник получает шанс проявить себя в полную силу. Никто не душит его инициативу, никто не бьёт по рукам, понимая, что свежие идеи пойдут в итоге на пользу всем: и предприятию, и клиенту, и самому творцу, который в будущем непременно выдаст ещё один шедевр.

Вот так повезло и кузнецу Андрею Иващенко прийти работать на Красноярский завод металлических конструкций.

Сам-то он мастер с большим стажем, к тому же ещё и потомственный кузнец. Смеётся, вспоминая, как впервые зарабатывал кузнечным делом на лыжи в четырнадцать лет под руководством своего отца — уже опытного на тот момент кузнеца. Правда работа была тогда совсем нехудожественная. В советское время, как известно, художества из металла особенно модными не считались. Сейчас же у него самого за плечами тот самый опыт, понимание того, что в кузнечном деле настоящее, а что так — рутина в деле и ширпотреб в конечном продукте. «Что по городу творится, обратите внимание,— сетует мастер.— Куда ни глянь, всюду гнутый металл. А чтобы гнутое сделать, много ума не надо, да и кузницы тоже».

Впрочем, при желании крупицу творческого можно пытаться обнаружить и в повседневной, привычной работе. Это тоже талант художника. Покупатель всегда прав - известная истина, но сколько уж раз было такое в практике Андрея Юрьевича, когда «отрабатывал» изделие сверх заказанного или мягко, с позиции своего кузнечного видения, подсказывал заказчику, что и куда ещё нужно добавить (или убавить), чтобы было правильнее, изящнее, оригинальнее. Ведь, и правда, не так уж много людей, готовых платить за настоящие кованые изделия, и при этом способных отличить искусную вещь от красивой безделицы. И как бальзам на душу, что клиент ушёл довольный! А значит, возможно, через какое-то время снова вернётся. И, глядишь, спросит опять совета, а мастеру не придётся потом расстраиваться, что не дотянул до нужного художественного уровня с очередным изделием.

«Честно говоря, с эскизом работать не интересно. Легко, но не интересно,— признаётся Андрей Юрьевич.— Самого-то меня бог не наделил даром рисовать, но когда не по заказу, а своё что-то делаешь,— собственный эскиз и так в голове. Труднее, конечно, воплотить задуманное, но лишь бы сделать «квадратные метры» каких-нибудь заборов и получить зарплату — это тоже не ко мне. А задумки есть интересные. Приедете месяца через два, посмотрите. Планирую сделать красивые кованые ворота. Необычные».

Как объясняет мастер, будущие ворота, скорее всего, станут демонстрационным — рекламным — экземпляром, если только какой-нибудь заказчик их сразу не заберёт. И до сих пор Андрею Юрьевичу доводилось готовить выставочные работы: скамейки, каминные наборы — мелочь, как он сам выражается. Здесь же — другое.

«Ворота обычно быстро делают,— объясняет Андрей Иващенко.— Сварили металлический лист, набросали железяк, наварили сверху. Получаются глухие ворота, а на них кованые элементы. Я так не хочу. Хочу: если уж глухие — то обшиты деревом. Чтобы именно металл с деревом сочетался. Идея эта у меня давно, но раньше воплотить её возможности не было, хотя поработать с деревом очень хотелось. Теперь, на этом заводе, надеюсь, что всё получится. Это великое счастье, когда дают возможность делать так, как ты хочешь. Здесь— дают».

Человеку несведущему, наверное, покажется, что создать в одиночку кованые ворота практически невозможно. Но, по словам Андрея Юрьевича, он уже много лет предпочитает работать именно так. «Я и балконы семиметровые один делал,— пожимает плечами мастер.— Единственная помощь, которая иногда мне нужна в таких случаях — что-то перевернуть, перенести. А так, вдвоём–втроём работать — это лишние разговоры, лишнее время».

А время за интересным делом бежит очень быстро. Порой, ни рабочих часов, ни вообще будних дней не хватает. Так что не редкость, когда кузнец Андрей Иващенко забывает и про обед, и про то, что за стенами кузнецы уже ночь наступила. И понедельник для него, бывает, начинается в субботу — счастье увлечённого человека.

О нём же самом как о художнике говорят созданные им вещи. В советские годы квалификацию кузнечных дел мастера подтверждали разряды. Но теперь самую точную характеристику, как и в любой сфере творчества, даёт «сарафанное радио». Андрей Иващенко проверил это на собственном опыте. Те, кого ведёт к нему то самое «радио», знают теперь, где найти СВОЕГО ХУДОЖНИКА — На Красноярском заводе металлических конструкций.

Текст: Екатерина Кох, специально для Красноярского портала о недвижимости MoyDom24.ru

Фото автора


« предыдущая публикация
Две вещи, без которых не может обойтись Татьяна Буланова
список публикаций следующая публикация »
Вика Цыганова: «Наш дом вырос из земли, как гриб»

Комментарии:

Лена 18.02.10 - 12:05
Уму непостижимо, как можно молотком такую красоту сваять
ответить
Знаток 24.03.10 - 15:10
ничего особенного. Работа как работа! Очень правда физически тяжелая. Да и талант как ни крути, нужен. Впрочем, как и везде!
ответить

Добавить комментарий:

Ваше имя:
Электронная почта:
Комментарий:
 +++++   ++++++   ++++++    ++++++   
++   ++  ++            ++  ++    ++  
 ++++++  ++++++   ++++++    ++++++   
     ++       ++       ++  ++    ++  
 +++++   ++++++   ++++++    ++++++   

введите, пожалуйста, число, которое вы видите сверху